Искусство Канады

Почему для канадского искусства столь важен исторический контекст и его понимание? Исторические особенности формирования канадского менталитета выразились в искусстве повторением определенного цикла тем. Прежде всего, выделяется тема поиска канадской идентичности — и это животрепещущий вопрос для любой мультикультурной страны, не только Канады. Тема обособленности и уединенности и их влияния на личность в обществе также привлекает внимание деятелей искусства.
Этот вопрос имеет несколько сторон — достаточно вспомнить, что с точки зрения границ, наиболее обитаемая часть Канады граничит только с США; а с точки зрения плотности населения, в Канаде, за исключением ее южной приграничной части и побережий, существуют территории с единичной плотностью, с очень редкими поселениями. К этим особенностям можно также добавить и жизнь индейцев в резервациях, которая тоже носит оттенок изолированности.

Тематические циклы

С названными уже темами связаны также вопросы взаимодействия нескольких культурных слоев, а именно:

  • контакты переселенцев и коренного канадского населения, развитие их взаимоотношений;
  • противоречия и исторически напряженные моменты отношений между франко- и англоговорящей Канадой.

И не менее значимой для искусства, чем предыдущие темы, является тема канадского пейзажа, климатических условий и живописных ландшафтов, что отражено, прежде всего, в искусстве изобразительном.

Первое знакомство с искусством

На протяжении всего канадского пути развития, проходившего вначале в свете британского влияния на колонию, а позже в близком соседстве с США, происходят поиски ответа на вопрос о том, что отличает канадцев от их союзников и соседей. Искусство Канады начиналось как производная от Европейского искусства. В чем же заметна эта преемственность?

Джозеф Легаре

Джозеф Легаре

В начале XIX века еще четко прослеживаются британские корни ранней архитектуры Канады. Замечательным примером, подтверждающим эту очевидную мысль, остается англиканский собор архитекторов Уильяма Холла и Уильяма Роуба — Собор Святой Троицы в Квебеке (был построен в 1830 году и стал первым англиканским собором за пределами Британских островов). Прототипом его была церковь Святого Мартина (Лондон, Трафальгарская площадь).

Европейский романтизм оказал одно из первых влияний на канадскую живопись. Работы Джозефа Легаре и художников его периода, портретная и пейзажная живопись Канады, сохраняют романтические черты. В творчестве первых канадских живописцев — П.Кейна, Ф.Берне — сказалось влияние Барбизонской школы (Франция).

Отходить от мягких черт европейского романтизма и экспрессионизма канадская живопись начинает уже в XX столетии. Пионерами на этом пути были художники, известные как «Группа Семи». Изображение суровых канадских пейзажей этой группы живописцев положило начало новому стилю. На фоне дикой нетронутой природы контрастом выделялся хрупкий предмет, чаще всего какое-либо растение.

Группа Семи и другие

Самым первым, получившим широкое признание, традиционным движением в искусстве Канады стала Группа Семи. Ее основал Том Томсон (хотя он и умер прежде, чем группа была сформирована официально). Входили в нее исключительно художники-мужчины:

  1. Франклин Кармайкл (Franklin Carmichael)
  2. Лорен Харрис (Lawren Harris)
  3. А.Я.Джэксон (Y. Jackson)
  4. Франц Джонстон (Franz Johnston)
  5. Артур Лизмер (Arthur Lismer)
  6. Дж.Э.Г. Макдональд (J.E.H. MacDonald)
  7. Фредерик Варли (Frederick Varley)

В изобразительном фокусе плодовитых художников-пейзажистов были обширные ландшафты. Они искусно передавали красоту дикой природы с ее суровостью и контрастами, выходящими на передний план картин. В 1930-ых годах было создано Общество канадских художников, последователей Группы Семи. С деятельностью Общества связано творчество канадской художницы Эмили Карр, первой женщины, получившей национальное признание.

Том Томпсон

Весенний лед. Том Томпсон

Лорен Харрис, отойдя от пейзажной живописи группы, направил свою работу в русло абстрактного искусства. Гарольд Таун (Harold Town) и Жан-Поль Риопель (Jean-Paul Riopelle) — известные художники-абстракционисты, которые входили художественную Группу Одиннадцати.

Вудленд, стиль-наследник коренного искусства

Лучшие образцы канадских ремесел — изобразительных ремесел и скульптуры — берут свое начало в коренной культуре, индейской и инуитской. К сожалению, большая часть искусства коренных народов остается за гранью широкой известности и признания. Тем не менее, искусство коренных жителей Канады богато творческими идеями и их воплощениями в форме и составляет значимую часть общеканадской культуры и искусства.

Канадский вудленд

Канадский вудленд

Норваль Морриссо, чье индейское имя Медная Громовая Птица, — талантливый художник, оказавший неоценимое влияние на развитие аутентичного искусства. Будучи шаманом оджибве, мистер Морриссо стал первым художником, на полотнах которого слились воедино модернистский стиль и традиционная индейская образность. Его стиль известен сегодня как «вудленд», живопись легенд. Возрождение древних индейских гравюр, выполненных на бересте, мотивы, подобные изображению на рентгеновских снимках, связующие линии между животными и людьми — характерные черты картин Норваля Морриссо.

Умение синтезировать традиции племенных народов и черты европейской и американской традиций в единое целое стало важной гранью в формировании национального духа настоящего канадского искусства.